Волкова Виктория Викторовна

Влияние цвета на эмоциональное состояние детей

Консультация для родителей «Развиваем мелкую моторику дома»

У всех здоровых людей существуют две моторики — мелкая и крупная. Крупная отвечает за движения головы, корпуса, рук и ног. А мелкая — за скоординированные движения пальцев. Очень важно развивать в маленьком ребенке обе эти моторики. Но особое внимание стоит уделить мелкой. Ведь именно она способствует развитию речевого центра в головном мозге. Чем больше малыш умеет делать руками, тем легче ему говорить, выражать свои мысли, общаться и учиться.

Рекомендации для родителей «Психологическая готовность к обучению в школе»

Поступление в школу – очень важный момент в жизни ребенка. Общеизвестно, что все дети хотят стать учениками, однако не все хорошо подготовлены к выполнению новых обязанностей. Можно утверждать, что адаптация ребенка к школьным условиям пройдет быстро, если он психологически подготовлен к школе.

Очень часто звучит вопрос: «А готов ли мой ребенок к школе?». Особенно остро он возникает, когда родители колеблется: с 6 лет отдавать ребенка в школу или с 7? Приходиться подробно разъяснять понятие «психологическая готовность к школе». Это необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебном программы в условиях обучения в коллективе сверстников.

Если говорить другим языком – необходимый и достаточный уровень актуального развития должен быть таким, чтобы программа обучения попала в «зону ближайшего развития ребенка». А «зона ближайшего развития» определяется тем, что ребенок может достичь в сотрудничестве со взрослым.

Психологическая готовность к обучению в школе включает в себя: интеллектуальную, волевую, личностную и коммуникативную готовность.

Гиперактивный ребенок — какой он?

Внешние проявления гиперактивности

  • невнимательность
  • отвлекаемость
  • импульсивность
  • повышенная двигательная активность

Часто гиперактивности сопутствуют проблемы во взаимоотношениях с окружающими, трудности в обучении, низкая самооценка. При этом уровень интеллектуального развития у детей не зависит от степени гиперактивности и может превышать  показатели возрастной нормы. Первые проявления гиперактивности наблюдаются в возрасте  до 7 лет и чаще встречаются у мальчиков, чем у девочек.

Существуют различные мнения о причинах возникновения гиперактивности:

  • Генетические факторы;
  • Особенности строения и функционированием головного мозга;
  • Родовые травмы;
  • Инфекционные заболевания, перенесенные ребенком в первые месяцы жизни и т.д.

Гиперактивные дети очень подвижны, вспыльчивы, раздражительны. Они часто задевают и роняют различные предметы, толкают сверстников, создавая конфликтные ситуации, обижаются, но о своих обидах быстро забывают.Такие дети растут, активность их не знает удержу, они находятся в постоянном, лихорадочном движении, что имеет мало общего с нормальной исследовательской активностью.

Новый объект гиперактивные дети не исследуют, а бегло осматривают и переключаются на следующий.  Детям быстро надоедает какая-либо деятельность. Такая повышенная активность способствует проявлению трудностей в учебе  и трудностей принятия любви окружающих, а проблемы восприятия проявляются в неадекватном восприятии окружающей среды (букв, слов и т. д.) и родительской любви. 

                                                                                                               

Как узнать, что Ваш ребенок — гиперактивный?

Чтобы узнать, гиперактивен ли Ваш ребенок, понаблюдайте за ним по таким критериям:

ДЕФИЦИТ АКТИВНОГО ВНИМАНИЯ:

  1. Ребенку трудно долго удержать внимание.
  2. Не слушает, когда к нему обращаются.
  3. Не заканчивает занятие, за которое берется.
  4. Часто теряет вещи.
  5. Часто бывает забывчив.

ДВИГАТЕЛЬНАЯ РАСТОРМОЖЕННОСТЬ:

  1. Постоянно ёрзает.
  2. Проявляет признаки беспокойства (барабанит пальцами, двигается в кресле, бегает, забирается куда-либо).
  3. Спит намного меньше, чем другие дети, даже во младенчестве.
  4. Очень говорлив.

ИМПУЛЬСИВНОСТЬ:

  1. Начитает отвечать, не дослушав вопроса.
  2. Не способен дождаться своей очереди, часто вмешивается, прерывает.
  3. Плохо сосредотачивает внимание.
  4. Не может контролировать и регулировать свои действия.
  5. Поведение слабо управляемо правилами.

Если в возрасте до 7 лет проявляется хотя бы шесть из перечисленных признаков, вы можете предположить (НО НЕ ПОСТАВИТЬ ДИАГНОЗ!), что Ваш ребенок гиперактивен.

Как преодолеть капризы?

Время от времени капризничают все дети. Это может происходить во время болезни, физического или психического переутомления или в тот период, когда существенно меняется его привычный образ жизни. Но, при нормализации обстановки ребёнок перестаёт капризничать. 

Капризные и упрямые дети доставляют немало хлопот родителям и воспитателям, и зачастую они уже не знают, что делать с таким ребёнком. Бывают жалобы только на капризность ребёнка, а бывают и только на упрямство. Хотя во многих случаях отмечаются и упрямствои капризы у одного и того же ребёнка. Чаще всего, упрямство проявляется на третьем году жизни ребёнка, в дальнейшем поведение может нормализоваться. Капризность, как правило, начинает проявляться позже, после того, как ребёнку исполняется 4 года.

Сначала нужно понять причины капризов и упрямства. Ими могут быть:

—  нарушение режима дня

— обилие новых впечатлений

— плохое самочувствие во время болезни

— переутомление (физическое, психологическое)

Преодолеть капризы можно, если:

Все члены семьи будут иметь единые требования к ребенку

Будут тверды в позиции, давать понять значение слова «НЕЛЬЗЯ»

Будут развивать у ребенка самостоятельность в совместной со взрослыми деятельность

Уважаемые мамы и папы, воспитывая ребёнка в семье, искорените в себе привычку всё делать за него. Если жизнь малыша разнообразна и много дел он пытается делать самостоятельно, то времени для капризов у него не будет. Конечно, капризы у ребёнка побороть нелегко, но терпеливым и настойчивым родителям все по плечу!

ВОЗРАСТНЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ 2-3 ЛЕТ

До пяти лет все основные психические процессы ребенка — внимание, память, мышление — носят непроизвольный характер. Это означает, что малыш не может управлять ими по собственному желанию, он не в состоянии сосредоточиться или специально что-то запомнить — он обращает внимание на то, что само привлекло его внимание, запоминает то, что само запоминается. Такова важнейшая особенность, которая определяет характер методов и приемов, используемых в работе с детьми.

       Ребенок 2 — 3 лет очень эмоционален, однако его эмоции непостоянны, малыша легко отвлечь и переключить с одного эмоционального состояния на другое. Восстановлению эмоционального равновесия способствует так называемая ритмическая стимуляция — игры со взрослым, которые включают ритмичное покачивание, подбрасывание, поглаживание и т.п.

           Маленький ребенок обучается только тому, что его заинтересовало, и принимает что-то только от того человека, которому он доверяет. Поэтому успешность его обучения зависит от того, сложился ли контакт с педагогом. В этом отношении очень важно, как проходит адаптация ребенка к детскому саду и испытывает ли он в группе эмоциональный комфорт.

           Общение у детей данного возраста носит ситуативно-личностный характер. Это означает, что каждому ребенку необходимо индивидуальное внимание педагога, индивидуальный контакт с ним. Отсюда следует, что занятия должны быть кратковременными, построенные так, чтобы воспитатель мог говорить понемногу, но с каждым ребенком в отдельности. Занятия не рассчитаны на работу со всей группой как единым целым. Как уже отмечалось, обучать ребенка может только тот взрослый, которому он доверяет и симпатизирует.

        Обучение в этом возрасте проходит и на собственном практическом опыте, и на основе подражания приятному взрослому. При этом ребенок подражает всему, что делает взрослый, — и хорошему, и плохому; и правильному, и неправильному.

            Сверстник еще не представляет для такого малыша особого интереса и рассматривается часто как еще один предмет. Дети играют «рядом», но не «вместе». Друг для друга они становятся нередко источниками отрицательных эмоций: другой ребенок исследует предмет, который интересует и меня, другой ребенок завладел вниманием воспитательницы, которую я люблю, другой ребенок наступил мне на ногу, пролил компот и т.п.

         Малыш 2-3 лет может не понимать разницы между живым и неживым и «разобрать на части» живую бабочку так же, как он это делает с пластмассовой машинкой. Пока еще такое поведение не является проявлением жестокости. Разницу между живым и неживым он усваивает из наблюдений за отношением взрослого к разным объектам.

            Мышление ребенка данного возраста носит наглядно-действенный характер. Это означает, что познание окружающего мира происходит в процессе реальных предметных манипуляций, соответственно и ведущим типом игры является предметно — манипулятивный. Очень важно для маленьких первооткрывателей поддержать саму мотивацию исследования и познания окружающего мира. От взрослого требуется лишь создать интересную развивающую среду и предоставить детям время и свободу деятельности в ней.

ВОЗРАСТНЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ

        Взаимодействие с 3-4-летними детьми осложнено тем, что они проходят через ВОЗРАСТНОЙ КРИЗИС ТРЕХ ЛЕТ — КРИЗИС СТАНОВЛЕНИЯ ВОЛИ, КРИЗИС «Я САМ!».В этот период психологи рекомендуют постараться дать каждому ребенку возможность реализовать все его намерения, каждое «Я хочу» и «Я буду», если это не угрожает жизни и здоровью его самого или других детей группы. Все это значительно усложняет работу педагога, поскольку дети как и прежде нуждаются в индивидуальном внимании. Формы работы поэтому снова ориентированы на возможность кратковременных, но индивидуальных контактов с воспитанниками.

       Мышление детей старше 3 лет носит уже наглядно-образный характер. Это означает, что от манипулирования объектами ребенок способен перейти к манипулированию представлениями и образами.

При этом сфера его познавательной деятельности сосредоточена на реальном, предметном, непосредственно окружающем его в данный момент мире. Он познает то, что видит перед собой сию минуту.          

   Важно помнить, что речь у ребенка находится в стадии становления, поэтому педагог еще не может полноценно использовать ее как средство проверки и выявления знаний. Речевой ответ не позволяет судить о действительном уровне сформированности того или иного представления малыша, поскольку неизвестно, кроется ли проблема в несформированности представления или же речи.

Педагог может расширить собственный используемый словарный запас, но не должен требовать от 3-4-летних детей развернутых и полных ответов. Такое требование травмирует ребенка, его внимание переключается с выполнения мыслительных операций на речевое формулирование.

ВОЗРАСТНЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ (средняя группа)

         На пятом году жизни у детей сохраняется непроизвольность психических процессов. Однако важнейшими новообразованиями являются два: завершение в основном процесса формирования активной речи и выход сознания за пределы непосредственно воспринимаемой действительности.

Взрослый теперь представляет интерес в первую очередь как источник увлекательной и компетентной информации. Общение носит внеситуативно-деловой характер.

              Кризис 3 лет остался позади, дети стали более эмоционально устойчивыми, менее капризными.  Они начинают проявлять интерес к своим сверстникам как к партнерам по игре. Мнение сверстника приобретает особую значимость. Поэтому желательно организовывать формы взаимодействия детей, предполагающие сотрудничество, а не соревнование. Отрицательная оценка, если она неизбежна, может прозвучать только в ситуации индивидуального общения, когда ее никто, кроме самого ребенка не слышит.

Мышление по-прежнему носит наглядно-образный характер.

Средний возраст совершенно особый по отношению как к предыдущему, так и к последующему. Эксперимент показал, что самым эффективным способом сделать информацию привлекательной для ребенка 4-5 лет является «одушевление». В этом возрасте, как ни в каком другом, дети с удовольствием слушают волшебные сказки.

ВОЗРАСТНЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ (старшая группа)

К пяти годам он должен иметь представление об обратимых и необратимых процессах, отличать ситуации, в которых произошло изменение какого-либо признака или количества, от ситуаций, в которых количество (или признак) остались неизменными. Например, при переливании воды из широкого низкого сосуда в высокий узкий количество воды не изменяется, хотя внешне может показаться, что в высоком сосуде воды больше. Аналогично, если ряд камешков сгрести в компактную кучку, камешки станут занимать меньше места, и может показаться, что их стало меньше по количеству. Ребенок после 5,5 лет должен понимать, что количество камней при изменении их расположения осталось неизменным.

Содействует общему психическому развитию активизация ВООБРАЖЕНИЯ. В этом возрасте воображение является основой для решения простейших арифметических задач, а также устного счета в пределах первого десятка. Благодаря нему формируется геометрическая интуиция, появляется возможность решения простейших геометрических задач. Воображение — это важнейшая высшая психическая функция, которая лежит в основе успешности всех видов творческой деятельности человека, в том числе и взрослого. Нельзя не согласиться с Альбертом Эйнштейном, считавшим, что воображение важнее, чем знание. Благоприятный период для развития воображения — это именно дошкольный возраст.

Вместе с тем долгое время обучение детей строилось на основе действия ребенка по образцу, воспроизведения модели, предлагаемой взрослым. При таком подходе творческая сила воображения уже к 8 годам угасает, и развитие творческого потенциала ребенка бывает очень затруднено. Поэтому взрослые должны научиться ценить в дошкольнике не способность делать по указанию или по образцу то, что предлагает взрослый, а придумывать свои собственные планы, формировать замыслы и реализовывать индивидуальное воображение во всех видах деятельности.

Особенность детей данного возраста — интерес и тяга к красивому, эстетически ценному. И с этим нельзя не считаться педагогу, выбирая методические приемы работы с дошкольниками. Эстетичность используемых наглядных материалов, их композиции на занятии, во многом определяет степень заинтересованности ребят самим предметом.

Необходимо привить детям вкус к размышлению и рассуждению, поиску решений, научить испытывать удовольствие от прилагаемых интеллектуальных усилий и получаемого в виде решения проблемы интеллектуального результата. Важно, чтобы ребятам сопутствовал успех.

Особенности памяти у детей дошкольного возраста

        Память представляет собой комплекс процессов, с помощью которых человек воспринимает, запоминает, хранит и воспроизводит информацию. Неполадки на каждом из этих уровней могут вызвать затруднения в обучении. При проведении занятий с ребенком необходимо учитывать не только физиологический аспект функционирования процесса памяти, но и психологический.

Память произвольная Память непроизвольная
При произвольном запоминании человеку необходимо специальное сознательное усилие, чтобы что-то запомнить. Конечно, невозможно так организовать занятия, чтобы все запоминалось само собой (как говорится, «без труда — не вытащишь и рыбку из пруда»). Но чем интереснее для ребенка будут занятия, тем прочнее и быстрее будет усваиваться материал.При непроизвольном запоминании объекты запечатлеваются в памяти без приложения со стороны человека каких-то волевых усилий. Мы сами собой запоминаем что-нибудь интересное, захватывающее, важное для нас.
Память непосредственная Память опосредованная
При непосредственном (механическом) запоминании процесс сохранения информации происходит без участия мышления, т.е. без осмысления материла, без установления логической структуры и использования ассоциативных приемов запоминания. В обычной жизни это называется «зазубрил».
При опосредствованном логикой, мышлением запоминании, материал необходимо предварительно осмыслить.

В дошкольном возрасте у детей преобладает механическое запоминание. Именно поэтому специалисты рекомендуют обучать детей иностранному языку еще до школы. Ведь обучение иностранному языку на 70% состоит из изучения словесной грамматики (и только 30% — структурной), где надо просто зубрить, а не понимать. Однако надо отметить, что логическое запоминание гораздо эффективнее, и поэтому необходимо специально обучать ребенка мнемотехникам.

Существует также несколько видов памяти, выделяемых по времени сохранения информации

Кратковременная память Долговременная память Оперативная память
позволяющая удерживать полученную информацию в течение короткого времени, около 20 секунд предназначенная для хранения информации в течение длительного времени
удерживающая информацию в течение определенного, заранее заданного срока, необходимого для выполнения какого-либо действия или операции

Недостатки каждого из видов памяти приводят к нарушению ее работы в целом

Также память классифицируют по типу запоминаемой информации: зрительная, слуховая, двигательная; память на слова, цифры, лица и т.д.

Память субъективна и подвержена искажениям, т.к. воспоминания видоизменяются после каждого их извлечения.

Развитие памяти у детей дошкольного возраста

Для записи информации в память необходимо уметь осуществлять ее перевод в образную форму. Именно поэтому мы в самом начале приводим пример упражнений на развитие способности к воссозданию мысленных образов. Поскольку абстрактный образ запомнить сложнее, то первоочередной задачей является возможность научить детей преобразовывать эту информацию в конкретную зрительную форму. Такое зрительное представление (визуализация) какой-либо идеи состоит в мысленном создании картины — иллюстрации. Это занимает меньше 15 секунд, но гарантирует великолепное извлечение информации в будущем.

Вторая группа упражнений направлена на формирование у детей осознанного восприятия. Они помогут вам научить ребенка концентрировать внимание на запоминаемом объекте.

Упражнения первой и второй группы способствуют записи информации, что необходимо для пользования кратковременной памятью. При этом данные памяти, идущие от восприятия, в соответствии с решаемой задачей дополняются данными, хранящимися в долговременной памяти.

В то же время, чтобы воспоминания кратковременной памяти перешли на длительное хранение, т.е. в долговременную память, они должны подвергнуться специальной обработке — структурированию и упорядочиванию. Подобный процесс передачи невозможен (о чем уже говорилось выше) без участия в нем мыслительных операций. Первичная обработка по систематизации и классификации запоминаемых объектов происходит с помощью операций установления сходства и различий, при обязательном участии эмоциональной сферы. Это обеспечивает деление информации на категории (для удобства хранения) и снабжает ее опознавательными сенсорными знаками, облегчающими извлечение из памяти.

Для извлечения же информации необходимо «ушко», или «ниточка», за которую ее можно было бы вытаскивать. Таким инструментом являются ассоциации. Ассоциация — это психический процесс, в результате которого одни представления и понятия вызывают появление в уме других. Например, вспомнили про праздник Новый Год — и сразу в сознании всплыли представления о елке, салате «Оливье», шампанском, Снегурочке с Дедом Морозом…

Несколько слов о полезной для памяти пищи, которая обязательно должна быть в рационе вашего ребенка

Во-первых, надо дополнять рацион ребенка следующими пищевыми добавками: поливитаминно-минеральными препаратами, витамином Е, рыбьим жиром.

Во-вторых, кормить малыша надо понемногу, но часто, чтобы поддерживать стабильный уровень сахара в крови: это важно для оптимальной работы мозга. Врачи рекомендуют отдавать предпочтение следующей пищи: цельнозерновым продуктам, орехам, семечкам, сыру, жирным сортам рыбы, бобовым, гречневой крупе, фруктам и овощам. В них высока концентрация полезных веществ и витаминов, которые очень полезны для мозга и его кровоснабжения. Очень полезны некоторые виды растительных масел: оливковое, соевое, подсолнечное, арахисовое. А вот «быстрые сахара», содержащиеся в сахаре, конфетах, пирожных, плохо усваиваются в организме и могут вызвать ухудшение памяти. Так что сладкоежкам грозит не только кариес.

В-третьих, не забывать о физической нагрузке, спорте. Ежедневные полчаса интенсивной физической зарядки улучшают кровоснабжение мозга более чем на 24 часа и помогают крепко спать. Прерывистый сон и недосыпание способствуют забывчивости.

Психолого-педагогическое значение театрализованной деятельности

 «Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребёнка, приобщает его к духовному богатству. Постановка сказки заставляет волноваться, сопереживать персонажу и событиям, и в процессе этого сопереживания создаются определённые отношения и моральные оценки, просто сообщаемые и усваиваемые»

В. А. Сухомлинский

Умение общаться – большое искусство и жизненно важная необходимость для всех людей, в том числе и для детей. Общение дает знания, радость от контактов. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятие сжатости, обучения чувствованию и художественному воображению — это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Театрализованные игры как нельзя лучше способствуют развитию коммуникативных навыков.

Театрализованная игра – одна из наиболее совершенных и эффективных форм реализации самостоятельной речевой активности; это моделирование социальных отношений, подчиненное сюжету сценариев обозначенных временных и пространственных характеристиках.

Театрализованная игра является эффективным средством коммуникативного развития и создает благоприятные условия для развития чувства партнерства и освоения способов позитивного взаимодействия.. 

Театр — особая среда для развития творческих и коммуникативных способностей детей. Это ключ к нравственному развитию ребёнка, который открывает новую грань деятельности, приобщает не только к искусству мимики и жеста, но и к культуре общения.

Значение театрализованной деятельности: 

  • Расширяются и углубляются знания детей об окружающем мире
  • Развиваются психические процессы: внимание, память, восприятие, воображение;
  • Происходит развитие различных анализаторов: зрительного, слухового, речедвигательного;
  • Активизируется и совершенствуется словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, навыки связной речи, интонационная сторона речи, темп, выразительность ;
  • Совершенствуется моторика, координация, целенаправленность движений.
  • Развивается эмоционально-волевая сфера;
  • Происходит коррекция поведения
  • Формируется опыт поведения.
  • Стимулируется развитие творческой, поисковой активности, самостоятельности

Театрализованная деятельность развивает :личность ребенка, пробуждает интерес к литературе, музыке, театру, совершенствует навык воплощать в игре определенные переживания, ребенок создает для себя новые образы, выражает свои чувства словами при общении с другими.

Театрализованная деятельность требует от детей: внимание, сообразительности, быстроты реакции, организованности, умения действовать, подчиняясь определённому образу, перевоплощаясь в него, живя его жизнью.

ПРИЧИНЫ ДЕТСКИХ СТРАХОВ

Детские страхи – специфические, связанные с возрастом переживания беспокойства, тревоги, возникающие как ответная реакция на реальную либо воображаемую угрозу.

Боязнь определенных объектов либо ситуаций формируется у детей на базе психологических особенностей – впечатлительности, доверчивости, повышенной тревожности, активной фантазии. Страхи возникают при воздействии внешних факторов, наиболее важным из которых является воспитание. Отношения с родителями нередко становятся источником невротизации ребенка.

Причины страхов детского возраста:

  • Негативный опыт. Пережитые ребенком травмирующие ситуации – основной источник стойких страхов. Эмоциональные отклонения трудно поддаются коррекции, становятся фобиями. Пример: боязнь собак (улицы) после укуса животным.
  • Запугивания. Родители, воспитатели могут использовать устрашающий образ объекта (животного, человека) либо ситуации для пресечения нежелательного поведения ребенка. Пример: «будешь капризничать – отдам чужой тете».
  • Высокая тревожность родителей. Эмоциональное беспокойство, напряженность взрослых, установка на неудачу передаются ребенку. Запреты, предостережения («упадешь», «ударишься») зарождают чувство тревоги, трансформирующееся в страх.
  • Агрессивное поведение родителей. Демонстрация силы, доминирования родителем снижает чувство базового доверия и безопасности. Боязливость, постоянное ожидание беды формирует страхи.
  • Фильмы, компьютерные игры. Сюжеты нередко содержат сцены насилия, угроз. Ребенок неспособен критически оценить возможность подобных ситуаций, начинает бояться их повторения.
  • Психические расстройства ребенка. Страх является симптомом определенного заболевания (невроза, невропатии). Требуется комплексная диагностика, продолжительное лечение.

Со временем ребенок «перерастает» большинство детских страхов. Вероятность благоприятного исхода повышается при правильной родительской и психотерапевтической помощи. Для предупреждения развития страха у ребенка необходимо установить и поддерживать с ним доверительные отношения, отказаться от демонстрации доминирования, применения физической силы, не показывать собственную тревожность и опасения. Важно правильно организовывать досуг, отдавая предпочтение подвижным и творческим занятиям в коллективе, а не просмотру телевизора и виртуальным играм в одиночестве.

КАК ПРАВИЛЬНО ХВАЛИТЬ РЕБЕНКА

Прежде всего, следует то, что хвалить ребенка необходимо! Люди, занимающиеся
воспитанием и обучением детей, в том числе и родители, должны иметь в виду, что
начинать любое дело надо с чувством успеха (это справедливо не только в отношении
детей, но и взрослых). Ощущение успеха должно проявляться как в конце, так и в
начале действия. Создание условий, способствующих у детей ощущения радости
поиска, преодоления, представляет собой особую задачу для профессионального
педагога.

Однако, каждый взрослый должен ежедневно и ежечасно решать одну и ту же
задачу: за что похвалить ребенка, какие стороны его поведения или, может быть, что из
результатов сделанного ребенком (рисунок, лепка, спетая песенка и т. п.) могли бы дать
повод к положительной оценке личности ребенка.

«Если вы не знаете, за что похвалить ребенка, придумайте это!»Главное,
что здесь должно быть передано ребенку, это искренняя вера в его возможности.

Теперь о том, как хвалить НЕ следует:

  1. Вредно, если хвалят ребенка за то, что ему дается легко, за то, что ему дано
    самой природой. Похвала не за труд, не за усилие, а всего лишь за наличие способности
    не дает ничего, что действительно было бы необходимо ребенку для его развития. А
    навредить она может, особенно при ее повторении. Повторение похвалы без
    необходимости действует как наркотик: ребенок привыкает к ней и ждет ее. Он
    проникается чувством своего превосходства над другими, а если не приучен к труду,
    реализующему его способности, то может не состояться как личность: эгоцентризм
    полностью замкнет его на себе, он весь уйдет в ожидание восхищения и похвал. Их
    прекращение вызовет тот хронический дискомфорт, из которого рождаются зависть,
    мелочная обидчивость, ревность к чужому успеху, подозрительность и прочие
    тягостные атрибуты эгоцентризма, несостоявшегося «гения»
  1. Вдвойне вредно хвалить того, кому что-то дается легко, ставя его в пример тем,
    кому это же дается трудно, вопреки усилиям. Ругая одного и хваля другого, навязывая
    его как пример первому, их противопоставляют друг другу. Сам факт несправедливой
    оценки усилия, вернее — замалчивание, игнорирование его, тяжело травмирует психику
    ребенка (и не только ребенка!). Это снижает побуждение к делу. А противопоставление
    не может вызвать желания «брать пример» с того, кого несправедливо хвалят. Напротив,
    оно только отодвигает их друг от друга, угнетая одного и развращая другого.
    Противопоставление культивирует нездоровое соперничество, которое стимулирует
    вовсе не прилежание, а эгоцентрические тенденции. Противопоставлением можно
    вызвать негативизм, отказ от тех видов деятельности, которые не гарантируют успеха
  1. Вредно, когда хвалят слишком часто, безо всякой необходимости и неискренне.
    Это и обесценивает похвалу, и приучает к дешевому успеху, и способствует бездумному
    отношению к тому, что исходит от старших. Наблюдая за детьми, за их старшими, вы
    сами сможете увидеть и другие вредности необдуманной похвалы.
  1. Важно хвалить конкретный поступок ребенка, то, что он сделал, чего добился, а
    не его личность в целом. Иначе можно сформировать у него слишком большое
    самомнение и необъективно завышенную самооценку, ожидания. Если в дальнейшей
    жизни ребенок столкнется с тем, что окружающие люди ценят его не так высоко, как он
    сам о себе мнит, то это может привести к неврозу.

Принимая на вооружение рекомендацию — хвалить поступок и только поступок, —
необходимо учитывать при этом возраст детей. Ученые-психологи, безусловно, правы,
что оценка складывается из двух указанных компонентов. Однако для того чтобы
ребенок смог на основании оценки взрослого самостоятельно оценить себя, он должен,
по крайней мере однажды, на опыте столкнуться с позитивной оценкой своей личности
(хотя бы для того, чтобы у него была возможность сказать себе: «А я молодец!»).